Все об аренде

Профессиональная деятельность (удаленная работа) на дому: нужны ли изменения в договор аренды

Удаленная работа сейчас является очень актуальной темой и становится все более популярной, особенно в условиях тяжелой эпидемиологической ситуации. В связи с этим следует понять, должны ли арендаторы вносить изменения в договор аренды жилой недвижимости. Разбираемся вместе с агентством Glamour Apartments.

Работа на дому: мнение закона

Закон о работе на дому стал очень актуальной темой в ситуации с Covid-19. Все больше и больше людей организуют свое расписание с периодами удаленной работы. Сейчас это становится нормой как для самозанятых, так и для наемных работников.

Удаленная работа и индивидуальные предприниматели.
В 2019 году, еще до пандемии, исследования о дистанционной работе показали, что 28% французских сотрудников уже периодически работали из дома. С другой стороны, количество самозанятых людей также увеличилось: 1,3 миллиона французов. Однако, цифры оставались значительно ниже средних европейских показателей.

Во Франции число людей, которые работают в домашних условиях или хотят уйти на удаленную работу, чтобы оставаться дома, стремительно растет. Закон от 6 июля 1989 г. (loi du 6 juillet 1989) определяет основные права и обязанности арендодателей и арендаторов в рамках договора между двумя сторонами.

Для арендатора «базовый» договор аренды не предусматривает возможности использования жилых помещений в качестве домашнего офиса. С другой стороны, вполне возможно, что он попросит вас изменить договор аренды.

Следует выделить два сценария:

  • адрес арендуемого жилья используется как юридический адрес: здесь нет необходимости в каком-либо дополнительном соглашении и изменении договора аренды. Информирование арендодателя необходимо для регистрации в RCS или каталоге сделок.
  • деятельность осуществляется в самом жилье (квартире, доме): необходимо внести изменения в договор аренды и, в любом случае, сообщить об этом арендодателю.

Различные виды деятельности

В контексте домашней деятельности, какой бы она ни была, статья L631-7-3 жилищного кодекса (l’article L631-7-3 du Code de la construction et de l’habitation) устанавливает четкие рамки, в которых говорится: «поскольку договорные условия, предусмотренные в договоре аренды, или положения о совместной собственности не противоречат этому, осуществление профессиональной деятельности, в том числе коммерческой, разрешено в части помещения для жилого использования, как только рассматриваемая деятельность осуществляется только жильцами, проживающими в этой комнате, и не приводит к приему клиентов или товаров. Положения данной статьи распространяются на законных представителей юридических лиц».

Чтобы быть точными, следует различать 2 вида деятельности:

  • домашний бизнес без клиентов (консультант, фрилансер…);
  • работа на дому с приемом клиентов, в частности, медицинские профессии (врачи-терапевты, психологи, остеопаты…).

Работа на дому без приема клиентов

В первом случае, чтобы соблюдать договор аренды, есть некоторые обязательства:

  • апартамент – основная резиденция;
  • только часть жилья отведена для работы;
  • правила совместной собственности должны разрешать ваш вид деятельности;
  • хранение продуктов и прием покупателей запрещены;
  • отсутствие других сотрудников.

Работа на дому с приемом клиентов

Когда ваша профессиональная деятельность подразумевает работу с клиентами или прием пациентов, прибывающих в жилое помещение, необходимо обязательно изучить правила кондоминиума. Следует убедиться, что они разрешают прием пациентов/клиентов. Действительно, если существует «Положение о жилье буржуа» или «исключительно буржуазное жилье», это означает, что правила кондоминиума не поддерживают этот вид деятельности. Как правило, для того, чтобы посторонние лица не имели постоянного доступа в здание.

Кроме того, может быть и другая ситуация, где в правилах совместной собственности не упоминается положение об «исключительности буржуа», когда кондоминиум не ограничивает профессиональную деятельность на дому.

Можно найти конкретные положения, в которых говорится, что определенные действия, если они присутствуют в здании, будут приводить к дополнительным расходам для тех, кто занимается данной деятельностью. К примеру, если жилье-офис расположено на верхнем этаже, это приведет к частому использованию лифта. В таком случае кондоминиум защищает себя и предвидит это.

Подведем итог. Если вы арендодатель, прежде чем соглашаться с тем, что ваш арендатор может заниматься профессиональной деятельностью на дому, не забудьте проверить, что на этот счет говорят закон и правила кондоминиума касательно вашего частного случая.