Путешествия

Парижская Опера — от вечной квартирантки до дворца

История Парижа интересна и многогранна, в ней переплелось огромное число всевозможных событий, которых для практически любого другого города мира хватило бы на миллион лет. Мы в своих материалах уже немало успели рассказать о парижских достопримечательностях, символизирующих те или иные временные периоды истории города и Франции в целом. Сегодня же мы хотели бы уделить внимание такому важному для Парижа явлению, как опера и ее главному современному символу театру «Гранд Опера Гарнье». Но, давайте по порядку.

Как утверждают многочисленные исследователи истории искусства опера, как музыкальный жанр, появилась в далеком 1600-м году, когда композитор из итальянской Флоренции Джакопо Пери явил миру оперное произведение под названием «Эвридика», посвященное свадьбе тогдашнего французского монарха Людовика Четырнадцатого и небезызвестной Марии Медичи. И именно при этом короле опера приобрела статус самостоятельного вида искусства.

Как свидетельствуют воспоминания современников короля, он был страстным поклонником всего, что касалось музыки, даже сам, будучи неплохим танцовщиком, принимал активное участие в балетных постановках. Музыка сопровождала Людовика практически повсеместно во время его правления. А в королевской резиденции музыкальные балы проводились едва ли не каждый день.

1669-й год ознаменовался включением оперы и балета во французскую музыкальную академию, а понятия «власть» и «опера» стали отныне и вовсе неразделимыми. Музыканты не просто участвовали в регулярных представлениях, но и (как ни странно это может прозвучать) были нередко замешаны в разнообразных политических интригах, которые всегда имели место в королевском окружении. И первый в мире театр оперы и балета был создан именно при французском дворе в Версале, в ложах которого серьезные люди занимались решением важных государственных проблем.

Но парижская опера, несмотря на свое столь привилегированное положение, имела одну большую проблему. За более чем два столетия своего существования она ввиду разных причин сменила несколько десятков концертных залов. При этом все они были далеки от соответствия статусу самого оперного театра.

И только с приходом к власти Наполеона III, решившего кардинальным образом изменить внешний вид всего Парижа, у оперы появился шанс получить причитающийся театр.

Ответственным за городское строительство был назначен знаменитый ныне барон Османн, который не признавал никаких правил и творил в Париже только то, что считал нужным. Так, с его легкой руки, город за несколько десятилетий изменился до неузнаваемости. Плохо это или хорошо – мы судить не будем, отметим только тот факт, что сейчас французскую столицу считают одним из красивейших городов мира.

Однако, вернемся к опере. Среди сотен претендентов на роль архитектора парижской оперы наиболее удачливым оказался молодой человек по имени Шарль Гарнье, на которого пал выбор Османна. Многие историки полагают, что причиной этому явилось тонкое понимание архитектором веяний того времени, когда во главе всего стояли такие термины, как «шик», «роскошь» и «блеск».

В помещениях театра угадывались стили различных эпох, вследствие чего однородности, чистоты и единства линий здесь не наблюдалось совершенно, но на общем великолепии это не сказывалось ни коим образом. После специалисты назвали данное смешение достаточно громкими словами – стиль Второй Империи.

Открытие «Гранд Опера Гарнье» состоялось в 1875-году, когда в живых не было уже ни Наполеона, ни Османна, однако их детищу суждено было появиться на свет, несмотря ни на что. В тот знаменательные день Парижская Опера (как самостоятельный театр) получила свой первый настоящий и чрезвычайно роскошный дом, который является таковым по сегодняшний день.

Мы не станем описывать все то внутреннее великолепие, которым наградил театр Гарнье, мы просто советуем вам лично посетить это место и получить массу неповторимых впечатлений.

Знаменитый театр находится по адресу: Place de l’Opera

8 rue Scribe Paris 75009.