Известно, что Париж – один из самых привлекательных городов для туристов. Упоминание о Париже вызывает визуальные образы Эйфелевой башни, Триумфальной арки, Елисейских полей, ассоциации продолжают мимы, береты, полосатые свитера, длинные шарфы… Охотники за парижской романтикой стремятся посетить Монмартр, окунуться в атмосферу творчества, увидеть, как рождается искусство.
Парижане давно отдали Монмартр на растерзание туристам, однако одно культурное событие заставило их появляться здесь снова.
Возвращению на Монмартр парижане обязаны режиссеру фильма «Амели» Жану-Пьеру Жене. Именно он показал в картине «нетуристический» Монмартр и вдохнул в квартал Ля –Бютт (La Butte) новый дух волшебства. Этот квартал еще в XIX веке перестал интересовать парижских застройщиков и считался совершенно бесперспективным для освоения из-за слишком крутых подъемов и спусков. Отчасти поэтому он и теперь один из самых дешевых в городе и здесь без особого труда можно снять квартиру, для того чтобы на несколько дней окунуться в мир романтики.
В 1975 году Жан-Пьер Жене сам снимал квартиру на этом холме. Будучи 20-ти летним молодым человеком, полным надежд и стесненным в средствах, он поселился здесь, чтобы сэкономить на оплате. Возможно, в благодарность Монмартру за свой успех, он с такой любовью заснял эти места и показал Париж с другой, незнакомой стороны.
Экскурсия по «Парижу Амели» начинается у станции метро «Ламарк-Коленкур» (Lamarck-Gaulaincourt), которая в фильме носит название «Абесс» (Abessess). Здесь снимались все сцены, связанные с метро. Повернув от метро направо по улице Ламарк (Rue Lamarck), сворачиваем на идущую вверх мощеную улочку Рю-де-Соль (Rue des Saules) и идем до перекрестка с Сен-Венсан (Rue Saint Vincent). Это начальная точка фильма, именно видом этого перекрестка начинается рассказ о детстве Амели.
Популярность к Одри Тоту пришла именно после этой роли. Не смотря на то, что сценарий фильма был написан специально для другой актрисы, в самый последний момент Жан-Пьер Жене пригласил на встречу Одри Тоту после того, как увидел ее бездонные глаза на одном из рекламных постеров, и без проб утвердил на роль. Сама актриса была влюблена в свою героиню, хотя в жизни – полная ее противоположность. За первые двое суток Одри прочла сценарий 12 раз.
«Дом Амели» расположен на Рю-де-Труа-Фрер (Rue des Trois Freres) №56. Здесь же находится и «Мезон Коллиньон», где Амели делает покупки. В реальности лавка называется «У Али» (Chez Ali) и за исключением отсутствия мешков с зерном, в которые Амели запускала руки, выглядит точно также как в кино.
С этого угла, пройдя по улице Абесс (Abessess), поворачиваем налево на Лепик (Rue Lepic). Именно таким маршрутом Амели проводила слепого, рассказывая о том, что происходит вокруг. В доме №15 на Лепик тот самый бар «Две мельницы» (2 Moulins), в котором героиня работала официанткой. В жизни он кажется намного меньше и официанты здесь мужчины. Однако, интерьер не менялся с 1950 года.
Кинотеатр, в который ходит Амели чтобы рассматривать лица зрителей очень старый, построен был еще в 1928 году. Это дом № 10 по улице Толоз (Rue Tholozc). Здесь же в округе находится секс-шоп, в который Амели приходит в поисках Нино Кинкампуа. Расположен он на бульваре Клиши, напротив кабаре «Мулен Руж».
Жан-Пьер Жене действительно показывает Монмартр с большим трепетом к дням своей молодости. Даже фамилия героини Poulain – это название шоколадки, которую режиссер когда-то давно купил в магазине «У Али». Сейчас трудно представить кого–то другого в роли Амели вместо Одри Тоту, хотя актрисе были ужасно велики ботинки героини. Сама Одри благодарит режиссера за эту роль: «Я прочитала его сценарий о девушке, которая словно маленькая фея делает добро людям… Мне так понравилась роль!».