Искусство и культура

Париж – колыбель Haute Couture

Показы в формате Недели высокой моды в столице Франции впервые были проведены в 1973 году, и с тех пор закрепили за собой статус лидера в вопросе определения наиболее прогрессивных и трендовых тенденций.
Надо отметить, что сама по себе мода «Haute Couture» отличается от «Pret-a-Porter» тем, что не диктует нам, зрителям, что и как носить, а, скорее, являясь квинтэссенцией мыслеобразов кутюрье и стилистов, отражает особенности развития современного общества и роли человека в нем. Вот почему в дни высокой моды Париж заполоняют известные деятели культуры, съезжается весь мировой бомонд.

Важно подчеркнуть, что статус мировой колыбели Высокой моды Париж получил совсем не случайно: в разные времена здесь творили Шанель, Диор, Ив Сен-Лоран… Именно они стояли у истоков возникновения моды в ее «чистом виде» — моды, как искусства.

Так, в 1928 году Габриэль Шанель не только решается укоротить юбки (теперь они лишь слегка прикрывают колени), но и делает английский стиль образцом женственности и элегантности. Так, в ее коллекциях на первый план выходит твид, ознаменовавший собой рождение костюма «в стиле Шанель». Кроме того, Коко делает модным доселе не использовавшиеся сочетания: грубые свитера она предлагает носить с роскошными украшениями, а дорогие костюмы – с металлической бижутерией, и сумочками «через плечо».

Таким образом, Шанель создала целый новый мир для женщин – с брючными костюмами, короткими платьями, неклассическими сочетаниями – которому, однако, потребовалось время, чтобы стать частью умов и сердец. Так, например, если еще в 1932 году Марлен Дитрих, свободолюбивую женщину и гениальную актрису, начальник полиции пытался оштрафовать за прогулки по Парижу в брюках, то уже во время Второй мировой войны такой исконно мужской предмет гардероба на женщине не только не шокировал, но и был единственно возможным удобным вариантом рабочей униформы «в тылу».

С окончанием войны мода, как и общество в целом, жаждало (и уже было готово) к переменам. И перемены наступили в 1946 году с появлением первых купальников-бикини, а в 1947 году с приходом в мир моды Кристиана Диора. В своей книге «Я дамский портной» он так отзывался о своей работе: «Мы прошли войну, «пережили» форменную одежду. Прошел период трудовой повинности для женщин с плечами боксеров. Настало новое время! В моих эскизах женщины напоминали цветы: с нежными плечами, округлыми линиями груди, лианоподобными узкими талиями и широкими, как бутоны цветков, юбками». Таким образом, стиль «New Look» Диора уже в 1948 году завоевал не только всю Европу, но и Америку.

Однако мода 50-х создавалась уже не одним Диором. Этот «золотой» для «Haute Couture» период ознаменовался появлением на модной сцене таких мэтров, как стилистически идеального экспериментатора Юбера де Живанши, и бесконечно талантливого новатора Ив Сена-Лорана. Надо отметить, что последний сменил самого Диора в 1957 году, а уже в 1962 создал свой именной Дом Yves Saint Laurent.

Таким образом и произошло рождение самой Высокой моды, и ее Недель в качестве способа «вещания», на Парижских просторах. Следующие десятилетия — 60-70-80-90-00е – каждое принесло своих героев: на модную арену попеременно выходят то итальянцы (Gucci, Versace, Valentino), то японцы (Кензо Такада, Йоджи Ямомото, Иссей Мияке). На сценах лидируют то гипертрофированно минималистические, то подчеркнуто карнавальные тренды. Но все они в одинаковой мере обращаются к смелости, творческому подходу и умению выделить главное в окружающем мире к истории недели Высокой моды в Париже и ее героям.