Удаленная работа сейчас является очень актуальной темой и становится все более популярной, особенно в условиях тяжелой эпидемиологической ситуации. В связи с этим следует понять, должны ли арендаторы вносить изменения в договор аренды жилой недвижимости. Разбираемся вместе с агентством Glamour Apartments.
Работа на дому: мнение закона
Закон о работе на дому стал очень актуальной темой в ситуации с Covid-19. Все больше и больше людей организуют свое расписание с периодами удаленной работы. Сейчас это становится нормой как для самозанятых, так и для наемных работников.
Удаленная работа и индивидуальные предприниматели.
В 2019 году, еще до пандемии, исследования о дистанционной работе показали, что 28% французских сотрудников уже периодически работали из дома. С другой стороны, количество самозанятых людей также увеличилось: 1,3 миллиона французов. Однако, цифры оставались значительно ниже средних европейских показателей.
Во Франции число людей, которые работают в домашних условиях или хотят уйти на удаленную работу, чтобы оставаться дома, стремительно растет. Закон от 6 июля 1989 г. (loi du 6 juillet 1989) определяет основные права и обязанности арендодателей и арендаторов в рамках договора между двумя сторонами.
Для арендатора «базовый» договор аренды не предусматривает возможности использования жилых помещений в качестве домашнего офиса. С другой стороны, вполне возможно, что он попросит вас изменить договор аренды.
Следует выделить два сценария:
- адрес арендуемого жилья используется как юридический адрес: здесь нет необходимости в каком-либо дополнительном соглашении и изменении договора аренды. Информирование арендодателя необходимо для регистрации в RCS или каталоге сделок.
- деятельность осуществляется в самом жилье (квартире, доме): необходимо внести изменения в договор аренды и, в любом случае, сообщить об этом арендодателю.
Различные виды деятельности
В контексте домашней деятельности, какой бы она ни была, статья L631-7-3 жилищного кодекса (l’article L631-7-3 du Code de la construction et de l’habitation) устанавливает четкие рамки, в которых говорится: «поскольку договорные условия, предусмотренные в договоре аренды, или положения о совместной собственности не противоречат этому, осуществление профессиональной деятельности, в том числе коммерческой, разрешено в части помещения для жилого использования, как только рассматриваемая деятельность осуществляется только жильцами, проживающими в этой комнате, и не приводит к приему клиентов или товаров. Положения данной статьи распространяются на законных представителей юридических лиц».
Чтобы быть точными, следует различать 2 вида деятельности:
- домашний бизнес без клиентов (консультант, фрилансер…);
- работа на дому с приемом клиентов, в частности, медицинские профессии (врачи-терапевты, психологи, остеопаты…).
Работа на дому без приема клиентов
В первом случае, чтобы соблюдать договор аренды, есть некоторые обязательства:
- апартамент – основная резиденция;
- только часть жилья отведена для работы;
- правила совместной собственности должны разрешать ваш вид деятельности;
- хранение продуктов и прием покупателей запрещены;
- отсутствие других сотрудников.
Работа на дому с приемом клиентов
Когда ваша профессиональная деятельность подразумевает работу с клиентами или прием пациентов, прибывающих в жилое помещение, необходимо обязательно изучить правила кондоминиума. Следует убедиться, что они разрешают прием пациентов/клиентов. Действительно, если существует «Положение о жилье буржуа» или «исключительно буржуазное жилье», это означает, что правила кондоминиума не поддерживают этот вид деятельности. Как правило, для того, чтобы посторонние лица не имели постоянного доступа в здание.
Кроме того, может быть и другая ситуация, где в правилах совместной собственности не упоминается положение об «исключительности буржуа», когда кондоминиум не ограничивает профессиональную деятельность на дому.
Можно найти конкретные положения, в которых говорится, что определенные действия, если они присутствуют в здании, будут приводить к дополнительным расходам для тех, кто занимается данной деятельностью. К примеру, если жилье-офис расположено на верхнем этаже, это приведет к частому использованию лифта. В таком случае кондоминиум защищает себя и предвидит это.
Подведем итог. Если вы арендодатель, прежде чем соглашаться с тем, что ваш арендатор может заниматься профессиональной деятельностью на дому, не забудьте проверить, что на этот счет говорят закон и правила кондоминиума касательно вашего частного случая.